Алгоритм разработки и реализации образовательных онлайн-программ на примере открытых видеоуроков курса «ГИС INTEGRO».

№3 (2020)

УДК 004.5: 378.146
DOI: 10.47148/1609-364X-2020-3-10-19

Шамаева Е.Ф., Брюхова Е.М., Любимова А.В., Толмачева Е.Р. 

Рецензент: Финкельштейн М.Я., доктор технических наук.

АннотацияОб авторахСписок литературы
Данная статья посвящена вопросам методики разработки образовательных курсов. В качестве примера, иллюстрирующего предлагаемый подход, предлагается алгоритм реализации прикладного онлайн-курса «Основы использования ГИС-технологий», который может быть включен в образовательную программу любого вуза, деятельность которого связана с науками о Земле, а также использован в программах повышения квалификации специалистов. В качестве инструмента для подготовки курса использованы открытые видеоуроки по ГИС INTEGRO, опубликованные на сайте разработчика. В статье раскрывается содержание обучающих материалов, рассматриваются основные аспекты организации образовательного процесса: планирование учебного графика, курирование и информационная поддержка участников во время обучения, проверку знаний, игровые техники, а также набор необходимых технических программ. Описываемые в статье методы могут помочь не только разработать курс, но и запустить образовательный процесс на нем.
Шамаева Екатерина Федоровна, кандидат технических наук, доцент кафедры геоинформационных систем и технологий Института системного анализа и управления Государственного университета «Дубна». 141982, Московская область, Дубна, ул. Университетская, д. 19. E-mail: shamaeva.dubna@gmail.com.

Брюхова Елена Михайловна, старший руководитель проектов в департаменте Организационного развития Госкорпорации «Росатом». 119017, Москва, ул. Большая Ордынка, д. 24. E-mail: elena@angift.ru.

Любимова Анна Владимировна, кандидат технических наук, зав. отделом ГИС и цифровой картографии отделения Геоинформатики ФГБУ «ВНИГНИ». 117105, Москва, Варшавское шоссе, д. 8. Зав. кафедрой геоинформационных систем и технологий Государственного университета «Дубна». 141982, Московская область, Дубна, ул. Университетская, д. 19. E-mail: anna@geosys.ru.

Толмачева Елена Романовна, зав. сектором сопровождения ГИС отдела ГИС и цифровой картографии отделения Геоинформатики ФГБУ «ВНИГНИ», 117105, Москва, Варшавское шоссе, д. 8. E-mail: elena@geosys.ru.

  1. Черемисина Е.Н., Любимова А.В., Крейдер О.А. Геоинформационные технологии в подготовке кадров в сфере управления природопользованием // Геоинформатика. – 2018. – № 3. – C. 111-115.
  2. ГИС INTEGRO [Электронный ресурс] // ГИС INTEGRO, 2019. – URL: http://www.gis-integro.ru/ (дата обращения: 08.08.2020).
  3. Шамаева Е.Ф. Брюхова Е.М. Разработка социальной архитектуры и IT-экосистемы онлайн-курса для повышения мотивации учащихся на примере дисциплины «Python для анализа данных» // Устойчивое инновационное развитие: проектирование и управление : электронное научно издание. – 2019. – Т. 15, № 4 (45). – Ст. 3. – URL: http://www.rypravlenie.ru/?p=3478 (дата обращения: 08.08.2020).
  4. Минзов А.С. Профессиональная этика специалиста в сфере информационной и экономической безопасности : монография. – М. : Изд-во МЭИ, 2013. – 150 с.
  5. Громова Л.А. Этика управления : yчебно-методическое пособие. – СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. – 183 с.
  6. Андреев А.А. Российские открытые образовательные ресурсы и массовые открытые дистанционные курсы // Высшее образование в России. – 2014. – № 6. – С. 150-155.
  7. Боровинская Д.Н., Суровцев В.А. Рефлексия и природа креативности [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/refleksiya-i-priroda-kreativnosti/viewer (дата обращения: 08.08.2020). DOI: 10.17223/1998863Х/49/2.
  8. Ларионова В.А., Третьяков В.С. Открытые онлайн-курсы как инструмент модернизации образовательной деятельности в вузе // Высшее образование в России. – 2016. – № 7. – С. 55-66.
  9. Рощина Я.М., Рощин С.Ю., Рудаков В.Н. Спрос на массовые открытые онлайн-курсы (MOOC): опыт российского образования // Вопросы образования / Educational Studies Moscow. – 2018. – № 1. – C. 174-199. DOI: 10.17323/1814-9545-2018-1-174-199.
  10. Лобачева Н.А. Концепция гейминга и ее роль в образовательном дискурсе // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. – 2018. – № 2. – С. 32-42. DOI: 10.18384/2310-7219-2018-2-32-42.
  11. Бугайчук К.Л. Массовые открытые дистанционные курсы: история, типология, перспективы // Высшее образование в России. – 2013. – № 3. – С. 148-155.

Ключевые слова: геоинформационные технологии, видеоуроки ГИС INTEGRO, эффективность массовых открытых образовательных курсов (МООК), архитектура онлайн-курсов, экосистема МООК.

Раздел: Геоинформационные системы